ПОМОЧЬ СЕЙЧАС
ПОМОЧЬ СЕЙЧАС
В Без рубрики

В ОНФ считают необходимым законодательно установить контроль за реализацией госпрограммы «Доступная среда»

На реализацию госпрограммы по адаптации инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья «Доступная среда» с 2016 по 2020 г. из федерального бюджета выделено 293 млрд руб. Несмотря на то, что бюджет госпрограммы принят, определены целевые показатели и мероприятия по их достижению, еще не установлен механизм контроля создания доступной среды. Эксперты Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» предлагают законодательно установить контроль за реализацией данной госпрограммы и наделить соответствующими функциями Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

В начале декабря госпрограмма «Доступная среда» до 2020 г. была утверждена постановлением российского правительства №1297, она была продлена еще на пять лет по инициативе президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина.

«В ходе исполнения госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2015 гг. начала формироваться безбарьерная среда на улицах, в жилых домах, лечебных и образовательных учреждениях, на транспорте, появилось больше возможностей для трудоустройства людей с инвалидностью. Однако темпы исполнения программы оказались явно недостаточными, в результате большинство жизненно важных объектов по-прежнему недоступны для инвалидов. Чтобы обеспечить не на словах, а на деле равенство всех членов общества в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, глава государства продлил программу еще на пять лет», – отметил директор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.

Исследование, которое провели «фронтовики» в 85 субъектах РФ с участием 300 экспертов из профильных организаций, представляющих интересы различных категорий инвалидов, свидетельствует о том, что значительных изменений в улучшении доступности социальных объектов не произошло, так считают большинство (73%) экспертов.

Центр ОНФ «Народная экспертиза» также провел ряд специализированных мониторингов по оценке реализации госпрограммы «Доступная среда». Так, мониторинг доступности для инвалидов высших учебных заведений, проведенный в июне в восьми федеральных округах, показал, что инфраструктура 17 обследованных вузов, вошедших в национальный рейтинг высших учебных заведений группы «Интерфакс», не адаптирована для всех категорий инвалидов.

В 2015 г. эксперты Народного фронта также оценили приспособленность жилых зданий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг многоквартирных домов, сданных в эксплуатацию в последние несколько лет, показал, что лишь 10% из них были оборудованы для инвалидов-колясочников.

За пять лет последующей реализации госпрограммы «Доступная среда» доля адаптированных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в среднем должна достичь 68,2%. За это время предполагается обеспечить доступность 76,2% приоритетных объектов в сфере социальной защиты, 69,2% – в сфере здравоохранения, 60,6% – в сфере культуры, 80% приоритетных объектов транспортной инфраструктуры и т.д.

«Большинство целевых показателей госпрограммы сформулированы таким образом, что сложно определить, сколько на самом деле объектов стали доступны, а значит, сложно понять, насколько облегчило жизнь инвалидов выполнение программы. С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения в 25 законах, призванные обеспечить соблюдение прав инвалидов в соответствии с Конвенцией ООН. В этих условиях необходимо организовать эффективный контроль за соблюдением новых норм», – считает Николаев.

Хотя в КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной и транспортной инфраструктуры, полномочия по контролю и надзору за обеспечением доступной среды не закреплены за каким-либо федеральным органом исполнительной власти, а на региональном уровне закреплены за органами соцзащиты только в 10 субъектах РФ, констатируют эксперты Центра «Народная экспертиза».

Поэтому, считают они, необходимо разработать и принять положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной и транспортной инфраструктуры. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за надзор в этой сфере, может стать Федеральная служба по труду и занятости. Эксперты поясняют, что это было бы логично, поскольку за Рострудом уже закреплены некоторые полномочия в области контроля в сфере социальной защиты (например, надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными).

Напомним, что в настоящее время в России насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет 8,8% населения страны, и более 40 млн маломобильных граждан – 27,4% населения.

В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. На выполнение требований конвенции направлены программа «Доступная среда» и положения «майских указов» президента РФ. В указе №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поставлена задача обеспечить доступность профессионального образования инвалидов, создание условий для их трудоустройства. Указом №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поручено обеспечить к 2020 г. увеличение доли учреждений профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25%.

Источник: http://onf.ru/2015/12/30/v-onf-otmechayut-neobhodimost-zakonodatelno-ustanovit-kontrol-za-realizaciey-gosprogrammy/

 

Оставьте Нам Сообщение