ПОМОЧЬ СЕЙЧАС
ПОМОЧЬ СЕЙЧАС
в

Передвижение по оживленным городским улицам

Передвижение по оживленным городским улицам для многих слабовидящих нередко превращается в преодоление полосы препятствий. Желтые рельефные квадраты на пешеходных переходах, призванные облегчить жизнь инвалидам, зачастую установлены с ошибками, и создают незрячим дополнительные проблемы.

Вот уже несколько месяцев Николай исправно опаздывает на работу. Новый маршрут от «Парка культуры» до офиса пришлось осваивать после начала ремонта на станции метро. Даже выходить из дома раньше, чем обычно — бесполезно. Чтобы избежать новых ссадин и ушибов, нужно постоянно быть начеку.

«Постоянно каждый день что-то меняется: то забор куда-то передвинули, то какая-то грязь появляется, то асфальт по весне очень сильно изломан», — говорит Николай Холодов.

Любые изменения городского ландшафта — настоящий стресс для незрячих. Несколько лет назад чиновники задумали разом упростить жизнь всем 15-ти тысячам московских инвалидов по зрению. Сразу несколько столичных производителей брусчатки запустили производство тактильной плитки, и началась ее повсеместная установка. Никакой широкой информационной компании не было, поэтому о предназначении рельефных желтых квадратов многие до сих пор даже не догадываются.

«Я думаю, это для зимы, чтобы люди не поскальзывались», — говорит прохожая.
Непонятные металлические конструкции похожие на противотанковые ежи, о которые даже зрячий человек может легко споткнуться, устанавливают владельцы кафе и магазинов. Таким образом, они резервируют машиноместа для своих посетителей, не задумываясь, что таким образом дезориентируют слепых людей. Припаркованные на указателях автомобили — тоже очень распространенный случай.

— Вы знаете, что припарковались на специальных плитках.
— Понимаю, но на несколько минут пришлось.
— Это специальная плитка для незрячих людей, они пока машина стоит, не могут пройти.
— Понимаю, могу перед кем угодно извиниться.

Но припаркованный на такой жизненно важной разметке автомобиль, порой может эту самую жизнь спасти. Если при укладке тактильной плитки не соблюдены правила, а работы ведут те же самые рабочие, которые укладывают асфальт и не имеют ни малейшего представления о том, как незрячие должны ориентироваться.

«Строители укладывают их как попало, не соблюдая никаких общепринятых норм и стандартов. Если плитка уложена неправильно, то она естественно вводит в заблуждение самого незрячего, потому что ему никто не скажет, что здесь установлена правильно, а здесь неправильно, поэтому это действительно опасно», — отметил Максим Ларионов, руководитель юридической группы Российской общественной организации инвалидов «Перспектива».

На большинстве переходов, конечно, явных ошибок нет, как у Савеловского вокзала, направление линий плитки строго указывает на пешеходную зебру, но вот то, что прямо на пути находится столб, тем, кто не видит, явно придется узнавать ценой шишек на собственной голове. На улице Ладожской то ли придумали не самый лучший маркетинговый ход, то ли снова совершили ошибку: одно направление плитки ведет в книжный магазин, другое — прямо на проезжую часть, под колеса автомобилей. Чиновники обещают все исправить.

«В 2008 году просто не было опыта установки этих плит, не было опыта проектирования этих плит, поэтому там несколько по-другому все было установлено и запроектировано. К 20015 году с плитками все будет в порядке», — обещал Владимир Сергеев, старший инженер отдела капитального ремонта дорог ГУП «Генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории ЦАО города Москвы.

Теперь опыт вроде бы есть и строители даже перестали укладывать тактильные дорожки «в разбежку» или «елочкой», словно паркет, чтобы было красиво. Кое-где уже сейчас рельефные указатели приводят в норму, но тем, кто лишен зрения, понять, где все приведено в норму, а где нет — невозможно. По негласной договоренности, незрячие просто не пользуются пока специальной разметкой.